Форум коллекционеров масштабных моделей автомобилей и других вещей

Объявление

Регистрируйтесь на нашем форуме! Нам нужны новые пользователи и модераторы!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Заз.

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

История Заза.
ЗАЗ (Запорожский автомобильный завод), украинская фирма по производству легковых автомобилей марок «Запорожец» и «Таврия»; находится в Запорожье. В 1863 году в городе Александров (так назывался до 1921 город Запорожье) был основан завод по производству сельскохозяйственных орудий. После Октябрьской революции он был реконструирован и расширен, в годы первых пятилеток стал выпускать комбайны. Во время Великой Отечественной войны был полностью разрушен, а после ее окончания восстановлен и переоснащен — в 1960 на заводе начался серийный выпуск первых малолитражных автомобилей «Запорожец» (модель ЗАЗ-965). За советский период истории завода было освоено несколько моделей «Запорожца», который был самой дешевой легковой машиной СССР. В конце 1970-х годов с конвейера завода сошел модернизированный автомобиль ЗАЗ-968М-03 с двигателем мощностью 45 л.с. В 1987 начался выпуск модели «Таврия».

К началу 1990-х ЗАЗ довел выпуск своей продукции до 80 тысяч автомобилей в год. Но после распада Советского Союза для завода начались тяжелые времена. Производство упало, на очередь дня встал вопрос коренной перестройки всей работы завода. Тем не менее ЗАЗ выбирался из кризисной ситуации. Выпуск автомашин в 1995 году составил 103 тысячи штук трехдверной ЗАЗ-1102 «Таврия» и ее пятидверной модификации ЗАЗ-1105 «Дана», оснащенных двигателями мощностью 51 л.с. В 1998 состоялась регистрация совместного украинско-корейского предприятия ЗАО «АвтоЗАЗ-Дэу», был возобновлен выпуск модернизированного автомобиля «Таврия-Нова», началась автомобилей «Ланос», «Нубира», «Леганса». 1999 ознаменовался серийным выпуском автомобиля ЗАЗ-1103 «Славута», 2001 — производством автомобиля «Сенс», оснащенного двигателем с системой распределенного впрыска топлива (СРВТ), объемом 1,3 л. В 2002 «ЗАЗ» начал крупноузловую сборку автомобилей Mercedes Е и МL классов. В 2003 состоялась перерегистрация предприятия в закрытое акционерное общество с иностранным участием (ЗАО «ЗАЗ»).
В 2004 году выпуск легковых автомобилей ЗАО «ЗАЗ» достиг 126 тысяч, что почти вдвое превысило результат предыдущего года (69,5 тысяч). Однако производство машин собственной разработки, к которым относятся автомобили ЗАЗ-1102 «Таврия Нова», ЗАЗ-1103 «Славута» и Sens (проект L-1300), сократилось. Значительное место в производственной программе ЗАЗа заняла крупноузловая сборка из комплектующих, поставляемых компаниями ВАЗ, Opel, Dacia.

Производственная программа ЗАЗ в 2005 году существенно не изменилась. Значительная часть выпущенных машин пришлась на модели ЗАЗ-1102 и ЗАЗ-1103, которые оснащались моторами Мелитопольского завода рабочим объемом 1,1; 1,2; 1,3 л мощностью от 51 до 66 л.с. На модели ЗАЗ-11308-40 «Славута» устанавливается 1,3-литровый двигатель с каталитическим нейтрализатором отработавших газов, соответствующий нормативам токсичности Euro-2. После запуска оборудования по сварке и окраске кузовов моделей Daewoo Lanos на ЗАЗЕ приступили к более широкомасштабному производству как моделей Daewoo Lanos, так и украинско-корейского седана Sens с кузовом от Lanos и силовым агрегатом от «Таврии».

0

2

Запорожье, СССР/Республика Украина, 1960-

Запорожский автомобильный завод (ЗАЗ) вырос из предприятия по производству сельскохозяйственных машин. В 1960 году он перешел на изготовление микролитражных автомобилей ЗАЗ-965 "Запорожец", конструкция которых была разработана на московском автозаводе МЗМА. Несмотря на то, что в НАМИ уже существовали перспективные микролитражные автомобили, в основу первого "Запорожца" легли конструктивные особенности и форма итальянского ФИАТа-600 (FIAT). 3A3-965 имел несущий двухдверный 4-местный кузов, задний V-образный двигатель воздушного охлаждения, независимую подвеску всех колес, отлитые из магниевого сплава картеры двигателя и коробки передач.

Восемь с лишним лет продолжался выпуск ЗАЗ-965, но уже в 1961 году были изготовлены опытные образцы ЗАЗ-966, спроектированные собственными силами (главный конструктор В.П. Стешенко). Последующие модели представляли собой их эволюцию: ЗАЗ-966 (1969-1971 гг.), ЗАЗ-966В (1966-1972 гг.), ЗАЗ-968 (1971-1975 гг.), ЗАЗ-968А (1974-1980 гг.) и ЗАЗ-968М (1979-1994гг.).

Все они - заднемоторные с V-образным 4-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения, Подвеска передних колес - торсионная с дополнительными пружинами, задних - пружинная. Модели имели максимально унифицированные кузова. Особенности автомобилей: автономный отопитель салона, бездисковые колеса, расположенные в передней части автомобиля бензобак и багажник. На базе всех серийных "запорожцев" выпускались модификации с ручным управлением. Их доля в общем объеме производства была довольно велика - от 25 до 30%. Машины предлагались в нескольких вариантах для инвалидов с дисфункцией одной ноги, обеих ног или одной ноги и одной руки.

Заднемоторное семейство устаревшей концепции еще с начала 70-х годов остро нуждалось в замене. Под руководством В.П. Стешен-ко в 1973 году были спроектированы первые образцы переднеприводного ЗАЗ-1102 "Таврия". Лишь через 15 лет удалось освоить его серийный выпуск. Это вполне современный малолитражный легковой автомобиль, не унифицированный со своими предшественниками. Машина получила новый силовой агрегат жидкостного охлаждения, смонтированный поперечно в передней части кузова. Пятиступенчатая коробка передач обеспечивает хорошие тяговые качества и топливную экономичность. Кузов -3-дверный хэтчбек. Картину дополняют дисковые тормоза передних колес, боковые гнутые стекла, механизм для бесступенчатого регулирования наклона спинок передних сидений, реечный рулевой механизм.

К настоящему времени производство машин ЗАЗ-968М прекращено. Базовая ЗАЗ-1102 "Таврия" выпускается в нескольких модификациях, в том числе и с ручным управлением. Пик производства, достигнутый в 1987 году, - 167 тысяч машин. В ближайшее время планируется начать выпуск 4-дверного седана ЗАЗ-1103 и 5-дверного хэтчбека ЗАЗ-1105. Также ведется подготовка к "отверточной" сборке легковых автомобилей корейской фирмы "Дэу" (Daewoo).
ЗАЗ-968М "Запорожец"

Наиболее распространенная модель ЗАЗа. Она выделялась довольно прочным и долговечным кузовом, коробкой передач с синхронизаторами на всех ступенях. Заднее расположение силового агрегата позволяло иметь хорошую загрузку ведущих колес, что в сочетании сдовольно ровным днищем и большим дорожным просветом (203 мм) обеспечивало автомобилю хорошую проходимость на грунтовых дорогах. Двигатель рассчитан на бензин с октановым чиглом 72 - особенность, делавшая машину весьма практичной в сельской местности. Полнопоточный центробежный масляный фильтр не нуждался в сменных фильтрующих элементах. Передние сиденья на моделях (от ЗАЗ-966В до ЗАЗ-968М) раскладывались, образуя спальные места. Охлаждение мотора осуществлялось при помощи осевого вентилятора, нагнетавшего воздух к цилиндрам. Интересной особенностью двигателя стал уравновешивающий вал с противовесами. Простой и неприхотливый ЗАЗ-968М был самым дешевым в стране, что предопределило его широкое распространение.

ЗАЗ-968М "Запорожец" (1979)
Двигатель: 4-цилиндровый V-образный воздушного охлаждения
Диаметр цилиндра и ход поршня: 76 х 66 мм
Рабочий объем: 1198 см3
Мощность: 42 л.с. при 4400 об/мин
Коробка передач: механическая 4-ступенчатая
Подвеска: независимая, передняя торсионная, задняя пружинная
Тормоза: барабанные всех колес
Кузов: несущий 2-дверный 4-местный
Максимальная скорость: 120 км/ч.

0